Блог создан для прохождения тренинга по книге Марка Кистлера "Вы сможете рисовать через 30 дней". Через 30 дней проверим, насколько справедливо утверждение автора, вынесенное в заголовок :) 30 дней закончились очень быстро, но привычка рисовать осталась. Поэтому периодически что-то рисую и выкладываю подборку в этот блог. И — пытаюсь сделать процесс рисования систематическим. Например, с книгой Барбары Дайан Берри "Рисуйте свободно!" Или с книгой Робин Ланда "Скетчбук, который научит вас рисовать".

Translate

среда, 11 января 2017 г.

Акварельный Шерлок

«Шерлок, что Вы делаете с 1 по 10 января?»— таким вопросом предварялся онлайн-курс акварельной живописи в Школе рисования KalachevaSchool. Курс назывался «Акварельный Шерлок» и был приурочен к выходу четвёртого сезона сериала ВВС. Сериал я не смотрела принципиально, потому как в силу своей консервативности была предана советскому сериалу с Ливановым и Соломиным, а потому все восторги дочери по поводу новой интерпретации произведений Конан Дойла воспринимала скептически. Однако у меня уже была учётная запись в этой школе рисования: дважды пыталась проходить там онлайн-курсы по скетчингу маркерами: первый прошла почти до конца (всё собираюсь об этом написать здесь, но никак руки не доходят: этот курс сильно продвинул меня в рисовании, после него рисовала всё лето на улице, а также стала фотографировать с целью собирания референсов для будущих скетчей), а во время второго попала в больницу, экстренно прооперировали, в общем, не сложилось. А потому решила записаться, тем более, что дочь, +diana sonina высказала желание поучаствовать тоже. Особых надежд на курс не возлагала, была даже не уверена, что смогу выполнить все задания и дойти до конца. Основная мотивация была такой: перед новым годом я ввязалась в очередную авантюру под названием Скетчбук-вояж (описание проекта, группа проекта в Фейсбуке), посмотрела на то, как рисуют акварелью некоторые участники, и поняла, что для того, чтобы не ударить в грязь лицом и не испортить чужие скетчбуки, надо срочно что-то делать с собственными навыками рисования. По этому поводу было куплено несколько книг (об этом отдельно), ну, и записалась на курс, надеясь хоть немного научиться рисовать акварелью, перед которой всегда испытывала какой-то страх.

Накануне нового года меня свалил какой-то жестокий вирус: 31 декабря лежала пластом с температурой под 40 градусов. Было ясно: никакой содержательной активности от себя на праздниках ожидать не стоит, а вот рисование может стать отличным лекарством. А потому 1 января, когда температура «упала» до 38 с хвостиком, я села смотреть уроки.

Курс начался несколькими вводными видео: в небольших видеолекциях основатель и руководитель школы Вероника Калачёва рассказала об основных инструментах, необходимых для курса:
  • об акварельных красках (у нас дома на момент начала курса был набор детской акварели, которой я иногда пользовалась для раскрашивания, и базовый набор «Невской палитры», купленный 1,5 года назад, когда дочь несколько месяцев ходила рисовать в мастерскую к художникам — теперь обязательно буду покупать краски в тюбиках, тем более, что за дни курса несколько цветов изрисовала почти полностью); 
  • о том, как выбрать подходящую палитру (раньше пользовалась либо пластиковой, либо прямо на бумаге смешивала — теперь знаю, почему оба этих варианта крайне неудачны); 
  • о том, какие бывают кисти и в чём особенности их использования (перед новым годом я сходила в магазин арт-товаров и докупила несколько кистей, при покупке меня чуть не задушила жаба — синтетическая флейц-кисть, подобная малярной, стоила почти 700 рублей, но уже на стадии видеоурока я восхитилась её возможностями, а когда попробовала эту кисть в деле, моя жаба замолчала, теперь очень хочу купить кисть с филированной щетиной);
  • о важности правильного выбора бумаги для акварели (у меня не получилось купить бумагу в точном соответствии с заявленными требованиями, но мой планшет на 20 листов с 70% содержанием хлопка и плотностью 280 г/кв.м с заданиями курса справился, зерно, правда, на мой вкус оказалось крупноватым; очень пугал формат А3: и я, и дочь обычно рисуем на формате А5, но решили действовать в точном соответствии с требованиями).
Все эти уроки наверняка используются Школой на всех курсах по акварели. Я, как новичок, узнала много нового для себя, но, думаю, что и опытным рисовальщикам бывает полезно освежить какие-то знания.

Ну, а теперь о самом интересном — об уроках рисования. Каждый урок был связан с каким-то сюжетом из сериала (в качестве референсов использовались фотографии из сериала). Очень понравилось то, что каждый урок начинался с эпиграфа — цитаты из произведений Конан Дойла, тематически связанной с выбранным для рисования референсом. Далее коротко опишу уроки, свои впечатления от них, и покажу наши с дочерью работы.

Урок 1. Скрипка и ноты. Осваиваем сюжет с музыкальным инструментом, уделяем внимание деревянной текстуре скрипки, ее форме. 
«Вечерами, положив скрипку на колени, он откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и небрежно водил смычком по струнам. Иногда раздавались звучные, печальные аккорды. Другой раз неслись звуки, в которых слышалось неистовое веселье. Очевидно, они соответствовали его настроению, но то ли звуки рождали это настроение, то ли они сами были порождением каких-то причудливых мыслей или просто прихоти, этого я никак не мог понять» 
Артур Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»

Была удивлена уроку: шла на курс, чтобы освоить лёгкость, прозрачность акварели. Но на протяжении всего урока требовалось накладывать слой за слоем, причём достаточно тёмной краски, из-за чего рисунок выглядит так, словно он сделан гуашью. Однако удовольствие я получила и от процесса, и от результата: надо же, первый урок, а у меня что-то получилось! Для рисования нот очень хотелось взять маркеры (вообще это желание возникало постоянно, приходилось буквально бить себя по рукам), однако дочь не дала мне этого сделать, а потому мне пришлось мучиться с акварелью.

В отличие от меня, у дочери есть неплохой опыт рисования акварелью. Однако она всегда страдала от того, что слишком плотно брала цвет, то есть как раз-таки рисовала акварелью как гуашью. Посмотрев урок, я решила, что он как нельзя лучше подойдёт к её стилю рисования. Однако, на удивление (прежде всего для себя самой), дочь начала рисовать акварелью с лёгкостью, которая не удавалась ей раньше. В итоге у неё получилась такая вот нежная, почти прозрачная работа. И да, хитрая дочь свои ноты нарисовала линером. И, в отличие от меня, бесконечно меняющей кисти в процессе работы, дочь почти всё нарисовала двумя кистями — широким флейцем и достаточно крупным колонком (тоже довольно дорогая кисть, но это как раз тот случай, когда чувствуешь разницу).

Очень понравилось построение этого урока: два видео, в первом описывался рисунок карандашом, во втором — работа акварелью. Однако слишком тихий голос преподавателя Полины Арутюновой и плохая видимость работы над эскизом (простой карандаш на белой бумаге плохо виден) затрудняли работу.

А ещё, закончив и опубликовав свою работу, я вместе с дочерью села смотреть сериал ВВС: что называется, созрела. Решила смотреть по одной серии раз в два-три дня (сейчас смотрю третий сезон).

Урок 2. Кэб прибыл, сэр! Рисуем сцену из снежного Лондона. Прорабатываем детали. 
«Около одного из магазинов сэр Генри и доктор Мортимер остановились, разглядывая витрину, и Холмс остановился тоже. Секунду спустя он вдруг удовлетворенно хмыкнул, и, проследив направление его внимательного взгляда, я увидел, что стоявший по ту сторону улицы кэб, в окне которого виднелся седок, медленно двинулся вперёд. — Вот его-то нам и надо, Ватсон! Пойдемте. Постараемся хотя бы разглядеть этого человека. В ту же минуту передо мной в боковом окне кэба мелькнула густая черная борода, и чьи-то глаза смерили нас пронзительным взглядом». 
Артур Конан Дойл «Собака Баскервилей»

Этот урок разорвал моё сознание: я впервые рисовала акварелью по-сырому: лист перед началом работы красками необходимо было намочить с двух сторон, а затем рисовать быстро, не давая бумаге высохнуть. Урок состоял из трёх частей (эскиз — этот этап меня чуть не вывел из себя: важность эскиза я смогу понять только на следующем уроке этого преподавателя, в результате второй и третий эскизы получатся у меня уже вполне рабочими, эскиз к этому уроку у меня просто абсурдный; рисунок карандашом и работа акварелью), оказался крайне тяжёлым для меня, всё было в новинку, я до последнего не верила, что у меня что-то получится, рисовала с довольно негативными эмоциями, несколько раз хотелось бросить, порвать рисунок, и только привычка доводить дело до конца не позволяла прекратить работу. И, конечно, референс тоже вдохновлял. Как и сама техника: несмотря на все трудности, была в восторге от работы преподавателя Натальи Дюковой и возможностей рисования по-сырому. Кроме того, на этой работе я поняла, что мне вполне комфортно рисовать на формате А3. Однако самым удивительным для меня оказались два факта:
  • очередное подтверждение правила 80:20 — 20% усилий дают 80% результата: меньше всего времени я потратила на верхний правый угол, и именно он получился лучше всего, а вот, к примеру, левый верхний угол мучила очень долго, но в итоге окончательно испортила его неправильным наклоном линий (но исправлять не стала);
  • как бы я не ругалась в процессе работы — на тихий голос педагога (да-да, два дня, два педагога, но обе очень тихоголосые даже на 100% громкости, хоть в наушниках, хоть без них плохо слышно), на свою криворукость, на то, что купленная кисть флейц слишком широкая относительно той, что используется в уроке... когда я закончила рисовать и посмотрела на свой рисунок под другим углом, то поняла, что зря я ругалась. Первый блин всё же не совсем комом. 

Референс к этому уроку оказался настолько вдохновляющим, что на следующий день я решила нарисовать по нему повторно, используя более привычный формат А5 и спиртовые маркеры. И вот что получилось. На весь рисунок ушло минут 15-20 (в отличие двух с половиной часов работы на акварельным вариантом). За это и люблю маркеры: я всё же «немного ленива», долгие часы монотонной работы над рисунком не мой формат.

Маркеры я взяла ещё и по другой причине: дочь рисовала с отставанием в один день, компьютер один, так вот на свой кэб она потратила ...8 часов работы! С творческими кризисами (в отличие от моих, очень громкими), с несколькими попытками бросить (я раз пять спасала её рисунок от уничтожения), и с тем же правилом 80:20, приём, в отношении того же правого верхнего угла, который она сделала за несколько секунд и больше к нему не возвращалась. Но я очень рада, что дочь нашла в себе силы завершить эту работу: просто гордость от того, что твой ребёнок талантливее тебя. Обожаю её рисунок по этому уроку: у дочери даже эскиз не стыдно показать.

Курс построен таким образом, что те участники, кто рисуют и оперативно выкладывают свои работы, получают доступ к бонусным урокам. После первых двух дней рисования, температура у меня упала, а потому решительности прибавилось, и я получила бонус.

Бонусный урок 1. Мориарти. Работаем над портретом одного из самых противоречивых героев произведений Артура Конан Дойля. Учимся передавать характер персонажа в рисунке. 
«…когда он вошел, я сразу понял, какая огромная опасность мне угрожает… Мориарти продолжал улыбаться и щуриться, но что-то в выражении его глаз заставляло меня радоваться близости моего оружия». 
Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе»

Я никогда не рисовала портреты. тем более акварелью. Ну, может быть, в детском саду. Во взрослом возрасте — было две попытки карандашом и всё. Долго не могла подступиться к бонусу — вот не верила в себя. Когда начала рисовать, думала, что если просто получится человек, уже буду рада-радёшенька. А сейчас смотрю и вижу, что даже маааааленькое сходство есть (больше, конечно, мой Мориарти похож на студента РУДН  хи-хи). Но на момент выполнения задания я не видела ни одной серии с этим актёром, опиралась только на референс и работу педагога Полины Арутюновой. Несмотря на все возникшие трудности (помимо уже упомянутых выше тихого голоса педагога и трудности увидеть, как идёт работа над наброском, начала напрягать сложность понимания выбора красок: педагог использовала оригинальные названия, что, конечно, логично, но не для нас, выбросивших все этикетки с названиями красок ещё 1,5 года назад), рисование портрета Мориарти прошло на позитиве, руки не опускались, желания бросить не возникало ни разу.

Дочь из-за задержки с рисованием кэба, доступ к бонусу не получила (каждый из нас работал под своей учётной записью, хотя я не раз видела, как участники курса, выкладывая свои работы, тут же выкладывали и работы своих детей). Видео она смотреть не стала, просто взяла референс и рисовала по нему. Портреты она рисовала не раз, причём, ей обычно удаётся добиться удивительного портретного сходства. Но все её портреты выполнены карандашом, все эффекты достигались за счёт штриховки. Акварельный портрет для неё это тоже был первый. И, как и я, дочь рисовала на позитиве, периодически восклицая, что она допускала ошибку, ни разу не пробовав ранее рисовать портрет акварелью.

Урок 3. Вестминстерский мост. Рисуем пейзаж. Уделяем особенное внимание проработке воды. Обращаем внимание на архитектурные элементы. 
«Попробуем восстановить всю картину, — говорил Холмс в то время, как наш кэб катился мимо Парламента и по Вестминстерскому мосту». 
Артур Конан Дойл «Исчезновение леди Френсис Карфэкс»

Снова урок с Натальей Дюковой в технике рисования по-сырому. Я восхищаюсь умением педагога использовать для рисунка всего 3—4 пигмента и, смешивая их в разных пропорциях, получать разные цветовые сочетания. Каждый урок с Натальей я, помимо освоения техники рисования по-сырому, упорно пыталась смешивать краски. Не всё получалось, но это для меня оказалось очень интересным опытом. 

Сфотографировать готовую работу оказалось чуть ли не сложнее, чем нарисовать — зимой на Урале мало естественного цвета, а искусственный искажает. Особенно за «дыру» моста обидно — она в реале гораздо лучше получилась, чем на фото.

Жаль также, что на этом этапе дочь бросила рисовать, сказав, что очень устала (справедливости ради стоит отметить, что она, как и я, подхватила вирусную инфекцию и болела все праздники, кроме того, свои работы она выполняла с большей тщательностью, чем я, тратив на них значительно больше времени — и это с бОльшим опытом в акварели!), и что ей сложно рисовать то, что предложат и в ограниченных временных рамках, ей необходимо вдохновение. А потому она просто наблюдала за моей работой, давала советы, поддерживала меня. Думаю, у неё ещё всё впереди, это я навёрстываю то, чего была лишена долгие годы, когда с детства считала, что рисование — это совсем-совсем не для меня. А я на этом этапе начала получать такой драйв от акварели, что твёрдо решила идти до конца. Соблюдая сроки и рисуя не только основные уроки, но и бонусы. Тем более, что после рисования туманного Лондона хорошим девочкам в качестве бонуса предложили нарисовать Камбербэтча👍😜

Бонусный урок 2. Шерлок на файв-о-клок. Создаем портрет задумчивого Шерлока за чашечкой чая.
«Шерлок Холмс сидел в кресле, откинувшись назад и положив голову на длинную подушку. Глаза его были закрыты. Теперь он приподнял веки и взглянул на посетительницу. 
— Прошу вас рассказывать, не пропуская ни одной подробности, — сказал он». 
Артур Конан Дойл «Пестрая лента»

Начиная урок, Вероника Калачёва сказала что-то вроде того, что все уроки курса очень трудные. Это одновременно и позабавило меня, и заставило гордиться собой: я рисую! Понятно, что это не курс акварельной живописи для новичков, это просто набор уроков, объединённых одной темой. А потому мне как новичку трудно было на каждом этапе. Но я каждый урок испытывала восторг от новых открытий. На этом уроке таковым стала работа с пульверизатором: я даже вскрикнула, когда Вероника брызнула им поверх краски. Праздники мы проводили вне дома, пульверизатор я забыла, пришлось обходиться подручными средствами. Результат по уроку ввёл меня в состояние умиления: я чуть не расплакалась от осознания того, что я могу рисовать. И, как мне кажется, мой Кэмбербетч получился вполне узнаваемым.

Урок 4. Набор английского сыщика. Работаем над изображением разных материалов — стекла, дерева, ткани — на примере нескольких предметов из набора детектива.
«На третий день Рождества зашел я к моему приятелю Шерлоку Холмсу, чтобы поздравить его с праздником. Он лежал на кушетке в красном халате; справа от него было несколько трубок, набитых табаком, а слева — груда смятых утренних газет, которые он, видимо, только что просматривал. Рядом с кушеткой стоял стул; на его спинке висела сильно поношенная, жалкая войлочная шляпа, продырявленная в нескольких местах. Холмс, должно быть, очень внимательно изучал эту шляпу, так как тут же, на сиденье стула, лежали пинцет и лупа». 
Артур Конан Дойл, «Голубой карбункул»

Когда увидела фото на превью, никак не думала, что это снова будет работа по-мокрому с Натальей Дюковой. Но чем дальше, тем сильнее влюбляюсь в эту технику и в то, как работает в ней Наталья. На этом уроке я почувствовала, что у меня появляется уверенность, нет такого страха перед акварелью, что был в начале курса. Пока рисовала, сам рисунок казался очень мрачным, была какая-то неудовлетворённость тем, что получается. А когда закончила работу, посмотрела на неё под другим углом и поняла, что вполне могу гордиться собой: для новичка в акварели, да и в рисовании вообще, я очень продвинулась за эти дни. Правда, мне не хватает акварельной лёгкости, цвет кладу плотно очень. Когда после праздников принесла свои работы в гимназию и показала учителю рисования, она меня похвалила как раз за то, что я не боюсь брать много цвета, так как при высыхании бумага часть цвета забирает. Но мне самой хочется большей прозрачности в рисунках. 


Урок 5. Миссис Хадсон удивлена. Изображаем удивленное лицо миссис Хадсон. Концентрируемся на особенностях передачи эмоций в портрете.
«Квартирная хозяйка Шерлока Холмса, миссис Хадсон, была настоящей мученицей. Мало того, что второй этаж ее дома в любое время подвергался нашествию странных и зачастую малоприятных личностей, но и сам ее знаменитый квартирант своей эксцентричностью и безалаберностью жестоко испытывал терпение хозяйки». 
Артур Конан Дойл, «Шерлок Холмс при смерти»

Если бы неделю назад мне сказали, что я буду рисовать портреты акварелью, я бы не поверила. Кто угодно будет рисовать их, но не я. А теперь я рисую, и я счастлива! Полина Арутюнова очень интересно послойно работает с лицом, чтобы не только передать свет и тень, но и сделать лицо объёмным. И вот эта послойная работа даётся мне труднее всего. Выше я писала о том, что не боюсь густо класть краску. Это касается всего, только не лиц: мне постоянно кажется, что в итоге я нарисую негра😅. А ещё для меня интересно сравнивать свои работы по разным урокам и видеть, что, несмотря на их детскую неуклюжесть, чувствуется свой стиль. Вот рисую я обычно быстрые скетчи линерами и маркерами, так эта скетчевая манера и в акварели чувствуется. Даже не знаю, радоваться этому или огорчаться.

Бонусный урок 3. Лондон в голубом свете. Создаем пейзаж зимнего Лондона — уделяем особенное внимание свету и снегу.
«В предпоследнюю неделю ноября 1895 года на Лондон спустился такой густой желтый туман, что с понедельника до четверга из окон нашей квартиры на Бейкер-стрит невозможно было различить силуэты зданий на противоположной стороне». 
Артур Конан Дойл, «Его прощальный поклон»

Этот урок для меня — один из самых любимых. Во-первых, очень вдохновляющий референс: есть желание нарисовать по этой фотографии повторно. Во-вторых, работа с Вероникой Калачёвой доставляет море удовольствия всякий раз. Если Полина Арутюнова  и Наталья Дюкова для меня просто прекрасные акварелисты, то Вероника — ещё и отличный педагог. Для меня одним из показателей эффективности таких вот занятий является возможность переноса полученных знаний на другие работы. Не просто нарисовал вслед за педагогом и забыл, как это делается, но и применил полученные на уроке знания спустя какое-то время. так вот каждый урок Вероники обязательно содержит какие-то «фишки»: ты ещё рисуешь, но сразу понимаешь, что останется с тобой, кроме выполненной работы, и как это будет востребовано. Слегка разочаровали видеозаписи: если во всех предыдущих уроках деление на несколько видеофрагментов было оправдано разными этапами работы, то в этом и двух последующих уроках этап рисования акварелью разбит на несколько видео без какого-то смыслового оправдания (по крайней мере, я его не нашла).

Урок 6. Шерлок у своей квартиры на Бейкер-стрит. Финальная работа с портретом Шерлока у легендарной квартиры.
«Шерлоку Холмсу, очевидно, понравилась перспектива разделить со мной квартиру. — Знаете, я присмотрел одну квартирку на Бейкер-стрит, — сказал он, — которая нам с вами подойдет во всех отношениях. Надеюсь, вы не против запаха крепкого табака?». 
Артур Конан Дойл, «Этюд в багровых тонах»

И снова урок с Вероникой Калачёвой, снова портрет Камбербэтча, снова интересные открытия в процессе работы и море удовольствия. Работа далась легко, без напряжения, хотя попытки добиться портретного сходства не вполне удачны, но персонаж всё равно узнаваем.

Эта работа должна была стать последней на курсе, но в какой-то момент авторы кинули клич в социальных сетях, и количество публикаций по хэштегу #хочуещёшерлока побудило школу оперативно снять и выложить ещё один урок.

Дополнительный урок. Шерлок с трубкой. Рисуем знаменитый профиль детектива с трубкой.

В отличие от всех, кто ожидал в дополнительном уроке портрет Ватсона или кого-то ещё из персонажей сериала и выразивших недовольство от того, что их ожидания не оправдались, я оказалась очень рада референсу. Для меня рисовать Камбербэтча — одно удовольствие. И хотя на трёх портретах Камбербэтча у меня получились три разных человека😆, я не унываю! Хотя урок этот вымотал реально: я и раньше уже понимала, как я устала, потому как этот курс — интенсив в экстремальном режиме, но на этот портрет потратила 4 часа, причём, мне постоянно не хватало осмысленности, я просто пыталась повторять за Полиной её действия. И мне постоянно хотелось спросить: зачем? Ещё один слой краски на лицо? Зачем? Снова поработаем над подбородком? Зачем? Вспоминала одну из знаменитых фраз А. В. Суворова о том, что «каждый солдат должен понимать свой маневр»: постоянно хотелось именно понимать, а не просто рисовать. Именно эта усталость помешала даже выработать какое-то отношение к получившемуся результату: до сих пор не могу понять, довольна ли я им, или нет.

Но то, что я довольна тем, как творчески прошли первые десять дней нового года, это точно! Огромная благодарность Школе за предоставленную возможность. Этот курс сломал сразу несколько барьеров в рисовании, существовавших у меня прежде — уже за одно это можно быть благодарной.

Смотрю сейчас на пачку своих рисунков и думаю, что с ними можно сделать. Возникла идея отсканировать и сделать календарь или планинг — думаю, он может стать отличным подарком и для поклонников сериала, и для поклонников Конан Дойла, и для любителей Лондона, да и просто для друзей и близких (чуть не написала «и для ценителей моего творчества»: ха-ха, да-да, я такая совсем нескромная). Надо прозондировать вопрос на предмет стоимости этой моей идеи: а вдруг и правда что-то получится.

Очень радовала социальность курса: организаторы уже написали, что старт взяли 28 тысяч участников! Понятно, что не все дойдут до финиша, но я каждый день, выкладывая работы на сайт школы и в свой Инстаграм, с удовольствием смотрела и работы других участников. Особенно радостно было, что среди них были и знакомые мне люди: +Инна Юдина, +Эльвира Шемякина и +Светлана Павлова.  

С первого урока курс был интересен для меня ещё и как для педагога: как организован процесс обучения, как мотивируют учеников на продолжение курса, как построены уроки и т. п. Курс вели три разных преподавателя, со своими техниками, с совершенно разной манерой преподавания. Какие-то уроки нравились больше, какие-то меньше. Какие-то свои впечатления от уроков попыталась описать, но поняла, что здесь можно (и нужно, прежде всего с профессиональными целями) проанализировать гораздо глубже. А потому решила, что попробую написать об этом отдельный пост в своём основном блоге, поскольку здесь присутствует чисто педагогический интерес по организации онлайн-обучения вообще и массовых онлайн-курсов в частности. Надеюсь сделать это на днях пока впечатления ещё свежие.

А этот пост я писала, в первую очередь для себя, мне была необходима рефлексия очередного вызова самой себе. Я люблю вызовы, и этот тоже дал шикарный опыт. Текста и фотографий получилось достаточно много, а потому благодарна всем, кто смог осилить от начала и до конца.

4 комментария:

  1. Замечательный обзор и Ваши картины, мы, к сожалению, прошли только половину пути, но с огромным удовольствием.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, ну, и что, что только половину. Считаю, что курс очень непростой, не все могут работать в таком режиме. Я вот сначала расстроилась, что дочь у меня сошла с дистанции, а потом подумала: что-то это лучше, чем ничего. В любом случае - это потрясающий опыт.

      Удалить
  2. Маша, спасибо тебе за такую глубокую рефлексию. Как будто вновь все пережила от первого до заключительного урока.
    Согласна с тобой, что это был вызов самой себе. Никогда в жизни не рисовала, тем более красками. Но почему-то решила попробовать. (Это ты меня вдохновляешь, всегда удивляюсь твоей неиссякаемой энергии и совершенствованию, причем ежедневному!)
    К моему удивлению, мне было легко рисовать. Возможно, потому, что с иронией относилась к своим робким "шедеврам", возможно новогоднее настроение тому виной. С особой легкостью мне удалось нарисовать первый Лондонский пейзаж. И, на мой взгляд, это самая удачная работа. Но почувствовала вкус к рисованию на второй работе. Меня так удивило, что из каких-то движений кисти получился такой добрый и уютный кэб. Радости не было предела.
    Провалы мои - это портреты. Особенно миссис Хадсон, как сын написал "с обвисшими щеками" )). Да, я боялась рисовать людей. Но все равно что-то "нарисовалось". Как, не понимаю. Самый сложный портрет - последний (Шерлок с трубкой). Долго его рисовала, хотела бросить, потом порвать. А вчера вечером разглядывала этот рисунок долго и нашла некоторые удачные элементы. И даже немного полюбила этого моего "страшненького" персонажа, как будто испачканного шоколадом.
    По поводу организации курса хочется немного добавить. Меня потрясла Школа В. Калачевой на летнем экстриме. Я до сих пор пребываю в состоянии "неясных томлений" в отношении того, как все устроено в этой школе. С огромным желанием хочется «взять» хотя бы какие-то элементы в свою практику. Мне очень нравится умение держать интригу: а что дальше, чем еще удивите? Этот плавный ход от простого к сложному, вперед, Вы можете еще! Очень нравится, что каждый урок - встреча с преподавателем, пусть и на видео. Когда его видишь и слышишь, если он (преподаватель) тебе нравится, то и расставаться не хочется. И очень нравится выкладывать работы свои в ленту под уроком и рассматривать работы других участников. Классно используется Инстаграм.
    Теперь очень жду твоих мыслей Маша об организации учебного процесса в этой удивительной школе.
    И Маша, еще раз спасибо тебе, за приглашение. Все мои художества начались с тебя! Это дорого стоит! ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, спасибо тебе за тёплые слова, за такую объёмную обратную связь. Мне очень приятно, что я могу кого-то вдохновлять и мотивировать. Мы ещё на итоговом вебинаре порисуем! Я так рада, что он в вечернее время - никогда не попадала на дневные субботние вебинары, у меня суббота ну оооочень рабочий день.

      Летний экстрим тоже вспоминаю с теплом, хотя я и не закончила его до конца, зато именно этот курс дал мне толчок для рисования скетчей на улице и по фотографиям, именно с этого курса я начала рисовать маркерами и линерами. Но сейчас я понимаю, что это совсем был не экстрим, Акварельный Шерлок - вот где экстрим!

      Удалить